09:30
Ребенок сочиняет сказку. Методики сказкотерапии

Это один из самых эффективных сказкотерапевтических приемов. Эффективность методики с точки зрения  психотерапии состоит в следующем: о чем бы ни говорила сказка, на самом деле человек расскажет в ней о себе. Просто это будет история, рассказанная языком сказочных символов.  Особенно полезен этот прием в ситуации, когда ребенка что – то мучает, но он ни в какую не хочет говорить, что именно.

Сочинять сказки не так уж и просто, Это сложно даже для взрослых, что уж говорить о детях. Сказочники советуют поступать следующим образом.

  • Дети должны удобно расположиться и положить перед собой чистый лист бумаги, ручку или карандаш.
  • Ведущий (взрослый) предлагает им погрузиться в мир сказки: подумать о сказках, вспомнить самые любимые. А заодно постараться вспомнить слова или словосочетания, которые чаще всего встречаются в сказках. Торопиться здесь не нужно, ведь творчество (а сочинение сказок – это самое настоящее творчество) – это не тест на скорость.
  • Те слова, которые ребята вспомнили, они должны записать. Это процесс строго индивидуальный – кто какие слова вспомнил, тот те и записывает. Количество слов должно быть оговорено зараннее – их не должно быть меньше 5 и больше 10.
  • Слова записываются в столбик. Представим, что нам нужно было вспомнить 8 «сказочных» слов и выражений. У нас могла получиться такая картина:

- жили - были;

- лес;

- дворец;

- зима;

- чудо;

- мачеха;

- корзинка;

        - волшебная палочка.

  • После того как ребята справятся с заданием, ведущий диктует им свой набор из восьми слов, который записывается так же в столбик со словами, записанными раннее. Ведущий может взять любые слова. Но будет лучше, если слова  будут насыщены архетипическими образами (отец, дом, река, гора, пещера, дорога, солнце, превращение).

        Теперь дети должны самостоятельно написать сказку. При этом они могут пойти четырьмя путями:

              1) использовать лишь те слова, которые придумали сами;

              2) использовать лишь те слова, что дал взрослый;

              3) использовать слова из обоих столбцов;

              4)написать свою сказку, вообще не используя слова из столбцов.

При этом если ребята все же будут употреблять слова из столбцов, то нет никаких ограничений на счет того, как они будут их использовать: можно различным образом преобразовывать слова, например, делать из них имена собственные, читать наоборот и т.п.

После того, как полученное задание будет обговорено, ребята могут приступать к написанию сказки. В этом процессе они ничем не скованны. Они могут ходить по помещению или выбрать уголочек, где будут сидеть в одиночестве. Творчество – процесс сугубо индивидуальный!

На сочинение сказки отводится примерно 20 минут, но совсем не страшно, если времени на написание потребуется немного больше.

Когда все будет готово, то можно предложить желающим прочесть свои произведения вслух.

В дальнейшем, когда дети научатся сочинять сказки, можно придумать им все новые и новые сказочные задания. Например, раздать детям изображения цветов (розы, георгина, пиона, ромашки, одуванчика…). С условием придумать небольшую сказку о девочке, которая родилась из этого цветка.

Сказка по кляксе

Альбомный лист сложите пополам. На одной половине листа сделайте кляксу и накройте его второй половиной. Предложите ребенку пофантазировать. На что похоже получившееся изображение? Сочините о нем сказку.

Варианты сказкотерапевтических сказок

  • Детям задаются вопросы, на которые они должны сочинить сказку. Например, почему медведь зимой спит или почему у розы есть шипы.
  • Детям нужно сочинить сказку своего любимого цвета. А затем нарисовать ее.
  • Ребятам предлагается написать сказку, в которой главным героем становится предмет, название которого начинается на ту же букву, что и имя каждого из них. Аня – может придумать сказку про аиста или аптеку, Валя – о вилке или венике.
  • Ребятам раздаются картинки с изображением различных предметов, с заданием придумать о них истории. С одним непременным условием: изображенный на картинке предмет должен быть добрым – «добрый самовар», «добрый цветок»… (По материалам книги  Капшук О.Н. "Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя")
Просмотров: 339 | Добавил: irababurina2018 | Теги: ребенок сочиняет сказку, методы сказкотерапии | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar