Сказкотерапия в детской клинической психологии

"Сказкотерапия существует и эффективно используется с древних времён. Впервые сказка как психологический метод была определена в школе психоанализа и являлась проективной методикой, которая имеет много общего со свободными ассоциациями или сновидениями. Однако сказка и рассказывание историй, как психотерапия так тесно переплелись с повседневными видами общения взрослого и ребёнка, что порой трудно отделить одно от другого. И в этом есть ценность сказки, в её естественности и доступности. Дети рассказывают истории, чтобы общаться с родителями, друзьями, преподавателями, чтобы косвенно выразить значимое содержание, когда прямое выражение представляет риск или угрозу для ребёнка. Например, семилетний мальчик, вернувшись из школы, рассказывает маме как бы придуманную им сказку о конфликте одного мечтательного ученика и учителя-волшебника, подробно описывает переживания ученика, который забыл дома нужную вещь и не смог выполнять задания. Мама внимательно выслушала своего сына, посочувствовала юному волшебнику, а потом поинтересовалась, с кем именно произошла эта неприятность, как зовут этого ученика. Её сын признался, что эта история про него, и учитель просит из-за этой истории прийти родителей в школу. Однако мама уже не смогла сильно сердиться, так как своё отношение ко всему произошедшему она высказала, а главное – смогла дослушать всё до конца и не оборвать рассказ сына эмоциональными вспышками и обвинениями.

С помощью сказки, рассказывания историй взрослые символически помогают детям справиться с проблемой, выбирать приемлемую альтернативу. Ребёнок рассказывает свою историю, а взрослый предлагает ответную, в которой могут быть различные варианты или модели поведения, негативные и позитивные перспективы поступков и пр. Так психологи могут решать диагностические и психотерапевтические задачи.

В современной отечественной психологии сказкотерапию («лечение сказками») рассматривают более широко, и специалисты соединяют сказку, игру, рисование, песочную терапию и другие технологии для более полного восприятия содержания сказочных историй и для достижения поставленных диагностических, дидактических, коррекционных и психотерапевтических задач (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, 1998).

Все эти задачи, безусловно, ставят перед собой детские клинические психологи, тем самым, определяя направления в использовании сказкотерапии в детской клинической психологии. Однако сказкотерапия как любой психологический метод требует глубины понимания процесса и ответственности в его использовании. Принцип «не навредить» актуален и в применении сказки. Миф о «безопасной сказкотерапии» опровергается фактами фобических или других эмоционально-поведенческих расстройств у детей, которые проявлялись после грубого погружения ребёнка в травмирующие  сюжеты.  Образное  мышление,  яркость  представлений  и  фантазий создают внутренние картинки у детей, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, которые могут казаться ребёнку более пугающими, чем реальные ситуации. «Страшилки внутри» ребёнка отягощаются чувством беспомощности и одиночества в их переживании, ведь кроме самого ребёнка их никто не видит и вряд ли сможет помочь. И здесь очень важна осторожность и тактичность взрослого, ведь он погружается в очень ранимый внутренний мир ребёнка.

Ситуации, с которыми приходится сталкиваться клиническим психологам в работе с детьми разнообразные, и не только связаны с заболеваниями, болью, фобиями и прочими психофизическими нарушениями. Детский клинический психолог в большей степени уделяет внимание особенностям психического развития ребёнка и его биопсихосоциальным ресурсам, позволяющим преодолевать негативные переживания и стресс. Каждый ребёнок имеет уникальное сочетание этих ресурсов, которые необходимо определить, и научиться их использовать. А в отдельных случаях, когда негативные переживания превышают возможности ребёнка, приходится их корригировать и формировать психологическую устойчивость к ним.

Современная отечественная детская клиническая психология подобна ребёнку ранних лет жизни: первые шаги ещё неуверенные и осторожные. Однако мы надеемся, что вместе со сказкой у детской клинической психологии путь станет более лёгкий, походка увереннее, а цель ясной и реально достижимой".

Из  пособия "Сказкотерапия в детской клинической психологии"

Автор и составитель: Панфилова Марина Александровна

https://www.ya-roditel.ru/upload/iblock/a2b/a2b76f200f48e55396576289da8bdb94.pdf

 

Диагностические сказки

"Прежде чем обращаться к любым психокоррекционным или психотерапевтическим технологиям необходимо определить источник проблем, их отражение в эмоциональной, когнитивной и поведенческой структуре личности ребёнка. Для этого сказка прекрасно зарекомендовала себя. Многие сказочные методики были построены по единой схеме: краткое содержание сказки и вопрос, на который ребёнку предлагается ответить. Так же могут быть предложены различные готовые варианты ответов.

В наши дни остаётся популярной методика «Сказки Дюсса» Эта проективная методика исследования была предложена детским психологом, доктором Луизой Дюсс в 1940 году. Методика использовалась в работе с детьми даже самого раннего возраста. Экспериментальный материал представляет собой текст сказок с картинками, где представлена некая ситуация взаимодействия или реакция ребёнка на что-то. Сюжеты сказок посвящены в основном актуальным внутрисемейным проблемам ребёнка, взаимоотношениям с родителями. Интерпретация данного сказочного теста предполагает явную психоаналитическую позицию психолога, который выявляет как ребёнок перенёс процесс отнятия от груди, отношение к комплексу кастрации, проявленность Эдипова комплекса и др. Однако несмотря на казалось бы специфичность целей, сами сказки решают задачи, которые важны любому детскому практическому психологу (тревожное состояние, актуальные страхи). Героями этих сказок являются животные (что очень позитивно воспринимается малышами), а так же реальные дети и родители. Достоинством данных сказок является их профессиональное грамотное изложение".

 

Диагностические сказки для детей дошкольного возраста предпочтительнее в едином сюжете, который позволяет глубже погрузиться в события, снять психологическую защиту, снизить социальные влияния и ожидания (диссоциироваться от собственной личности). Однако подобный приём можно использовать и в старших возрастах. Сказка делиться на части, которые заканчиваются вопросами к слушателю. Это усиливает интерес ребёнка к сказочному сюжету, создаёт процесс совместного сочинения сказочной истории. Диагностические задачи решаются в доброжелательном общении взрослого и ребёнка, которое предполагает уже установленный контакт и мотивацию на подобное взаимодействие. Для этого не требуется много времени, а только предварительно задать ребёнку вопросы, касающиеся его интересов, отношения к сказкам, к историям, к играм.

Вопросы для предварительной беседы после знакомства:

  • Какая твоя любимая игрушка?
  • Какая твоя любимая книжка, сказка?
  • Какой твой любимый мультфильм?
  • Ты любишь слушать сказки, истории?

Далее предлагается ребёнку послушать сказку. Её лучше рассказывать, но можно и читать, желательно сохранять визуальный контакт с ребёнком. Некоторые сказки можно предлагать не только в индивидуальной форме, но и в групповой. Когда сказку читают коллективу детей, то в диагностике необходимо учитывать социальную активность и иерархию ребёнка, его конформность и открытость. Всё это, безусловно, так же может проявляться в процессе сказкотерапии и рассматриваться как одна из задач диагностики. Есть дети которые в индивидуальном контакте со взрослым могут быть более зажатыми и наоборот.  Важно уделять внимание невербальным реакциям ребёнка в процессе чтения диагностической сказки (мимика, жесты, направление взгляда, тонус мышц тела и пр.). Динамика невербальных признаков порой говорит больше о переживаниях малыша, чем сказанные слова. Предлагаемые для примера сказки демонстрируют приём единого сюжета для дошкольников и младших школьников. Отметим, что сказки «Зайка» и «Тузик» возможны для чтения детям уже с двух –двух с половиной лет, их повествование может сопровождаться игрушкой или рисунком. Так как внутренний образ представлений ещё не сформирован у маленьких детей, поэтому устойчивость восприятия речи осуществляется с помощью внешних стимулов.

Сказки для выявления отношения ребёнка к болезни, к лечению и к здоровью

"Диагностические сказки могут иметь провокационный характер. Герои не оцениваются с позиции «хорошо или плохо». Главные герои – Зайка и Тузик не случайно принадлежат к сказочному животному миру, а не является человеком (ребёнком). При замене их на девочку или мальчика (особенно при совпадении пола со слушателем) дошкольник может дать социально ожидаемый, положительный образ, а не собственную  точку зрения. В «человеческом» варианте этих сказок некоторые дети (от 5 до 6 лет) прежде чем ответить на поставленные вопросы, уточняли, является ли девочка (мальчик) хорошими и послушными, и только затем давали ответ.

В сказках «Братья» и «Болезнь», которые предлагаются детям постарше, герои, напротив, являются людьми. И эти сказки больше похожи на реальные истории из жизни многих детей. Именно их стереотипность и «банальность» важна в решении поставленных задач. Имена героев отсутствуют. Особенно хочется отметить необходимость в более тщательном продумывание вопросов, так как именно их доступность, конкретность позволяют достичь диагностической цели. Слушателям предлагают ответить на вопросы и придумать продолжение сказочной истории. Можно придумывать несколько вариантов продолжения. Инициатива в диагностике полностью находится у ребёнка".

Сказка «Заяц» (для детей от 3-х до 6 лет)

Цель: выявить готовность ребёнка игнорировать требования взрослого и причинять вред своему здоровью.

Часть 1.

«Зайка очень любил морковку, но зимой только снег, да льдинки. Мама Зайке не разрешала кушать снег и льдинки, говорила, что от этого он заболеет. Однажды Зайка увидел, как рядом с его окошком свисает льдинка. Она была точь-в-точь, как морковка, только белая и прозрачная. Зайка открыл окошко и осторожно погладил льдинку-морковку. Она выглядела аппетитно. Что с ней сделал Зайка?»

Часть 2 (продолжение).

«Зайка не удержался и отломил льдинку-морковку. Она была гладкая и холодная. Зайка откусил самую макушку, и льдинка во рту быстро стала превращаться в холодную водичку. Зайка понял, что эта не морковка, но ему понравилось, как хрустит и тает эта льдинка. Он откусил ещё кусочек, а потом ещё и не заметил, как сгрыз всю льдинку. Вечером у Зайки заболела голова и горло. Зайка рассказал кому-нибудь (маме, папе, брату, сестре, доктору и пр.) о том, что он ел льдинку?

Мама сказала, что у него высокая температура и надо принять лекарство. Но Зайке ничего кушать не хотелось, и было больно глотать. Зайка выпил лекарство?»

Часть 3 (окончание).

«Мама уговорила Зайку выпить лекарство. И ещё несколько дней Зайка не выходил гулять, с трудом пил лекарство и полоскал горло. Играть ему совсем не хотелось, слабость была во всём теле, и было очень грустно. Иногда он подходил к окошку и долго-долго смотрел, как медленно кружатся снежинки. Наконец, Зайка выздоровел! Перестало болеть горло, появился аппетит, и он вспомнил про вкусную льдинку-морковку. Зайка будет грызть льдинку-морковку?

Сказка «Тузик» (для детей от 3-х до 6 лет)

Цель: определить наличие знаний о докторе и о медицинском осмотре; выявить эмоциональное отношение к доктору и к медицинскому осмотру.

Часть 1.

«Щенок Тузик быстро подрастал. Он уже мог быстро бегать и даже немного говорить, конечно, по-собачьи, но мама его прекрасно понимала.

Как-то раз мама сказала Тузику, что их приглашает к себе Доктор на медицинский осмотр. Тузик забеспокоился, ведь он ещё не был знаком с Доктором и не знал, что такое медицинский осмотр. Как ты думаешь, Тузик пойдёт к Доктору? А что будет делать Доктор на медицинском осмотре?»

Часть 2 (продолжение).

«Мама вместе с Тузиком пришли к Доктору. Он ждал их в светлой комнате и был одет в белый халат. Доктор попросил Тузика подойти поближе, чтобы посмотреть его глазки, ушки, носик и зубки. Тузик не понимал, зачем ему всё это смотреть. Как ты думаешь, за чем Доктору смотреть глазки, ушки, носик и зубки Тузика?»

Часть 3 (продолжение).

«Тузик решил подойти к Доктору поближе и показать ему то, что он просит. Доктор достал со стола незнакомые предметы и с помощью этих

 

предметов стал внимательно рассматривать у Тузика глазки, ушки, носик и зубки. Как ты думаешь, Тузику было больно?»

Часть 4 (окончание).

«Тузик вместе с мамой возвращался домой. Мама рассказывала Тузику о том, что надо промывать специальной водичкой ему глазки и ушки. Тогда Тузик сможет ещё лучше видеть и слышать. И через какое-то время надо вновь прийти к Доктору. Как ты думаешь, Тузик пойдёт к доктору в другой раз?»

 

 

 

Из  пособия "Сказкотерапия в детской клинической психологии"

Автор и составитель: Панфилова Марина Александровна

https://www.ya-roditel.ru/upload/iblock/a2b/a2b76f200f48e55396576289da8bdb94.pdf