СОВМЕСТНОЕ ЧТЕНИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
"Сказки народов России"
пересказ Марка Ватагина
Мы живём в России - в стране , которая обладает самой разнообразной и очень богатой культурой. Нам есть, чем гордиться : наша культура включает в себя наряду с великой русской культурой ещё и культуры более ста народов. Это народы Северного Кавказа, Поволжья, Сибири, Севера, Дальнего Востока. В этой книге представлены сказки народов,живущих во всех краях нашей необъятной Родины. Сказки учат нас доброте, в них прославляются верность и честность, доблесть и стойкость, героизм, трудолюбие, знания, народная смекалка, дружба, взаимопомощь, справедливость.
АНДРЕЙ УСАЧЕВ
"Умная собачка Соня"
В этой книге писателем Андреем Усачёвым собраны невероятные истории о королевской дворняжке Соне, которая очень хотела стать умнее.
В них рассказано и о том, как Соня училась хорошим манерам, и о том, как она поняла, почему вкусное едят понемногу, а невкусным закусывают, и о том, почему маленькой быть намного лучше...
АГНИЯ БАРТО
"Игрушки"
Знаменитые стихи про бычка, мишку, зайку и другие игрушки читают вот уже третье поколение детей! Цикл «Игрушки» — это хороший способ научить малыша, как важно беречь того, кого любишь, отвечать за свои поступки, быть смелым и внимательным к миру. А кроме того, цикл — отличная возможность потренировать у дошкольника навыки чтения и запоминания, ведь стихи Барто звучат очень просто и легко учатся.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
-- По теме каждого стишка обсудить, какие чувства он вызвал.
- К кому появилось сочувствие?
- Кто из героев молодец? Почему?
- А кто, наоборот, нехорошо поступил? Как лучше было поступить?
МАЙКЛ БОНД
«Медвежонок Паддингтон и его друзья»
Шесть замечательных историй раскрывают приключения маленького, очаровательного и удивительно доброго медвежонка. В различных обстоятельствах, например в саду, на экскурсии или когда он один дома, в разных ситуациях, например на вокзале, на вернисаже, медвежонок Паддингтон не теряет присутствие духа, сохраняет обаяние и создаёт творческую атмосферу. Главному герою свойственны любимые детские привычки — есть сладкое, менять буквы в труднопроизносимых словах, шалить, рисовать, подмечать у других яркие черты и говорить об этом вслух. Паддингтон не только совершает поступки, но и показывает детям процесс их осмысления, понимания. Лучше читать не всю книгу целиком, а знакомиться с историями по отдельности, останавливаясь, обсуждая и додумывая каждый сюжет.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
Однажды медвежонок решил написать о том, почему хорошо быть медвежонком и жить у Браунов. А мог бы ты сказать, или нарисовать, или написать про себя? О том, почему хорошо быть тобой?
- Кто стал в истории про экскурсию главной достопримечательностью для туристов? Как это получилось? А мог бы ты рассказать туристам интересные истории про место, где живёшь?
- Кажется, что Паддингтон больше всего на свете любит сладкое, а что больше всего любишь ты?
- Паддингтон никогда не скучает. И ещё он не даёт другим скучать. Почему? У него всегда есть идеи, или кто-то другой его развлекает?
- В истории с Генеральной Уборкой Паддингтон, несмотря на все трудности, оказался молодец. Справился и с пылесосом, и с посудой, и с чисткой зеркала. А ты помогаешь в уборке семье? А что тебе доверяют убирать? С чем ты можешь справиться?
- Паддингтон увидел, что радуга похожа на фруктовое мороженое, а с чем ещё можно сравнить радугу?
«Зимовье»
(русская народная сказка в пересказе И. Соколова-Микитова
Русская-народная сказка в пересказе Соколова-Микитова — это поучительная история о том, как звери к зиме суровой готовились да избу себе тёплую строили. На примере «Зимовья» ребёнок увидит важность настоящей дружбы, трудолюбия и усердия.
В сказке каждый из героев нашёл работу себе по силам. Слаженно и расторопно они трудились, и вскоре зажили счастливо в тёплой избушке.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
- Обсудить значение пословиц
«Терпение и труд всё перетрут»; «Как поработаешь — так и поешь».
- Что значит «взять работу себе по силам»? Что может случиться, если возьмёшь работу не по силам?
- С какой целью звери построили дом? Легко ли что-то делать, если есть точная цель? Почему?
- Как звери защитились от Волков? Важно ли защищать то, что построил?
АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
(русская народная сказка в обработке А. Толстого)
Сказка о настоящей семейной любви и дружбе, которые подтверждаются не словами, но делом.
Испытания, выпавшие на долю Алёнушки и Иванушки, должны показать ребёнку, насколько важно слушаться взрослого в вопросах безопасности и что при непослушании может случиться беда. А также — что незнакомым людям не всегда можно доверять, это бывает опасно.
Несмотря на все трудности, которые принёс своей сестре Иванушка, Алёнушка не отчаивается и преодолевает все преграды, чтобы выручить любимого брата. Именно такими и должны быть отношения между родными людьми — чуткими, уважительными, наполненными верностью, принятием и любовью.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
- Какие чувства вызвала сказка?
- Какой из героев понравился / не понравился? Чем?
- Что такое «верность»? Как Алёнушка проявила свою верность?
- Как считаешь, чему учит сказка?
- Почему важно слушаться взрослого? К чему может привести непослушание?
АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ
«Царевна - лягушка»
(русская народная сказка в обработке А.Толстого)
Русская народная волшебная сказка, известная многим поколениям взрослых и детей, повествует о Василисе Премудрой и Иване-царевиче, их испытаниях и любви.
Василиса учит нас, что внешность бывает обманчива, главное мерило человеческих качеств — это поступки. Не зря говорят: «По одёжке встречают, по уму провожают». А Иван учит нас тому, что родному человеку важно доверять и что за свои проступки рано или поздно придётся нести ответственность.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
- Какие качества помогли Ивану преодолеть все препятствия?
- Какие качества выделяют Василису среди других невесток?
- Почему Василиса попала в плен Кощея?
- Чему учит нас сказка?
САМУИЛ МАРШАК
«Кошкин дом»
Поучительная история о кошечке-барыне создавалась Маршаком не только как развлечение, но и с большим поучительным смыслом.
Богатая Кошка созвала однажды всех друзей, только лишь бедных котят прогнала. Друзья вели себя безобразно, совсем не соблюдали правил приличия, но на прощание каждый звал Кошку к себе в гости. Пока гости уходили, из печи выпал уголёк — сгорел кошкин дом! Кошка с привратником Василием к одним постучала, к другим — только не нужна она больше никому из прежних товарищей без своего богатства.
А пустили взрослых кошек к себе маленькие котята, потому что знали, как плохо быть одиноким, холодным и голодным.
Сказка учит малыша, что громче слов всегда говорят поступки: помогли тебе — помоги и другим; дружба должна быть бескорыстной, а не за богатство; близкому всегда нужно протянуть руку помощи, не тая обид на сердце, тогда это вернётся к тебе бумерангом добра.
Сказка написана в стихотворной форме, очень легко запоминается, развивает память, речь и артистизм у ребёнка, а совместное чтение наладит между родителем и малышом эмоциональную связь и доверие.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
- Чему учит нас сказка?
- В гостях у Кошки было множество зверей, все они по-разному себя вели. Наблюдал ли ты в жизни у кого-то такое же поведение в гостях? На поведение какого из кошкиных гостей оно походило?
- Какое качество проявили Кошка и Василий, когда прогнали котят?
- Какое качество проявили котята, когда приютили Кошку и Василия?
- Как думаешь, стало ли веселее и легче Кошке жить, когда она перестала кичиться своим богатством и стала сама ловить мышей?
ЮЯ ВИСЛАНДЕР, СВЕН НУРДКВИСТ
«Мама Му поранилась»
Чудесная детская история, в которой разговаривают животные, прекрасно иллюстрирована. Сказочная мудрость выражена ярко и точно. Приключение Мамы Му совсем небольшое, рядовое, такое, которое может случиться с каждым.
И любой может оказаться в ситуации, когда дружба и помощь ему необходимы. Но, как и в жизни людей, в сюжете, где главными героями выступают корова и ворона, возникают препятствия. Например, желание полакомиться мороженым вместо того, чтобы принести его другу и облегчить его боль от шишки на лбу.
История вызывает искренние добрые чувства и пробуждает в юном читателе понимание, сочувствие, поддержку. А ещё история учит тому, что правда всегда открывается.
Заключение истории очень важно услышать каждому ребёнку: «Иногда, чтобы сказать правду, нужно собраться с духом».
Книга — одна из серии историй про корову Маму Му и ворона Кракса — может стать одной из самых любимых для ребёнка.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
- Как получилось, что у Мамы Му оказалась царапина на животе и шишка на лбу? Как надо было себя вести, чтобы этого не случилось?
- А у тебя бывали царапины и шишки? А как их лечат?
- Почему Кракс не принёс мороженое Маме Му? Он хороший друг? Что ему помешало? А ты бы принёс?
- Как повела себя Мама Му, когда поняла, что Кракс съел мороженое?
- Опиши, какая Мама Му? Добрая или злая?
- Почему Кракс не говорил правду? Что помогло Краксу в финале истории сказать правду?
- Как ты думаешь, Мама Му и Кракс будут дружить дальше?
АНДРЕАС Х. ШМАХТЛ
«Тильда Яблочное Семечко. Куда пропал Руперт?»
История написана для старшего дошкольного возраста и адаптирована для самостоятельного чтения, может служить ярким мотивом к обучению чтению ребят.
Книга содержит пять частей, поданных в простой и доступной форме, объединённых общей идеей.
Раскрывая сюжет поиска друга белой мышки Тильды, авторы предусмотрели загадки, которые по силам разгадать даже юным.
На финальных страницах книги представлены отгадки, так что без правильного ответа читатели не останутся. В поисках разгадок читателям помогают прекрасные иллюстрации. Именно они могут служить отправными точками для обсуждения книги, ведут читателя по сюжетной линии, развивают его внимательность, воображение и фантазию.
Книга учит дружить, доводить начатое дело до конца, заботиться о безопасности, быть предусмотрительными, вежливыми, гостеприимными, сохранять присутствие духа в Тёмном лесу, где обязательно будет найден лучик света.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
- Кого искала белая мышка Тильда? Она делала это одна?
- Опиши Тильду, какая она? Предусмотрительная? Внимательная? Настойчивая? Заботливая?Хозяйственная? Найди доказательства этому в книге.
- А ты хотел бы дружить с Тильдой?
- Как ты думаешь, у Тильды дома аккуратно убрано или беспорядок? А у тебя как? Так же как у Тильды?
- Как ты думаешь, сюжет с путаницей похож на правду? Такое может быть? Почему похожих персонажей в книгах или похожих между собой людей в реальной жизни иногда называют родственниками? А на кого из родственников похож ты?
- Вас когда-нибудь путали? Может быть, случалась или могла бы случиться путаница? Давай вспомним или представим такую историю?