В игры для развития речи можно включить пословицы, потешки, чистоговорки, считалки и просто занимательные детские стишки. Многие из них развивают произношение тех или иных звуков. Плюс к этому они развивают у ребенка способность чувствовать поэтичность, мелодичность и ритмичность речи.
Проработка шипящих звуков: «Ш», «Ч», «Щ»…
1) Шла с базара кошка,
У кошки лукошко.
2) Луша у душа
Мыла шею и уши.
3) Хороши в дорожку
Пирожки с горошком.
4) В шалаше шесть шалунов.
5) Шила шубку – сшила юбку.
Шила шапку – сшила тапку.
Проработка свистящих и шипящих звуков
Жили в квартире сорок четыре,
Сорок четыре веселых чижа:
Чиж – судомойка, чиж – поломойка,
Чиж – огородник, чиж – водовоз,
Чиж – за кухарку, чиж – за хозяйку,
Чиж – на посылках, чиж – трубочист.
Печку топили, кашу варили
Сорок четыре веселых чижа. (С. Маршак)
- Чей ты, чей, лесной ручей?
- Ничей!
- Но откуда ж ты, ручей?
- Из ключей!
- Ну а чьи же те ключи?
- Ничьи!
- Чья березка у ручья?
- Ничья!
- А ты, девочка – лапушка?
- Я мамина, папина и бабушкина! (О. Бедарев)
Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто. (К. Чуковский)
Заварила чайка чай
Из морской капусты.
Рыбы пили,
Похвалили:
- Чай у чайника вкусный! (И. Демъянов)
Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Две Матрешки – на окошке,
Две Танюшки на подушке,
Две Иринки – на перинки,
А Петрушка в колпачке-
На дубовом сундуке ( Е. Благинина)
Вот девочка Марина,
А вот ее машина.
На, машина, чашку,
Ешь, машина, кашку! (В. Берестов)
Простоквашу дали Клаше.
Недовольна Клаша:
- Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши!
Дали вместо простокваши
Каши нашей Клаше.
- Не хочу я просто каши,
Так – без простокваши!
Дали вместе с простоквашей
Каши Клаше нашей.
Ела, ела Клаша кашу
Вместе с простоквашей. (Е. Благинина)
Послушай, мишка,
Не кушай лишка!
Живот разболится –
У кого будешь лечиться? (Е. Чарушин, Е. Шумская)
Ну и каша!
Так в рот и просится!
Нос и щеки
Наелись досыта.
Подбородку тоже
Досталось.
И мизинчик
Попробовал малость.
Чуток съели
Лобик с макушкою,
Остальное
Ушки
Докушали. (О.Дриз)
Сом усами,
Слон ушами
Шевелят во сне часами.
Шел Саша по шоссе,
Нес сушки в мешке.
Сушку – Грише,
Сушку – Мише.
Есть сушки Проше,
Васюше и Антоше.
Есть две сушки
Нюше и Петрушке.
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
Кучер сел на облучок,
Мчит коляска – цок-цок-цок.
Но в коляске без опаски
Можно ехать только в сказке. (А. Тараскин)
Сидели, свистели
Семь свиристелей.
Рыжая овечка,
Дай шерсти колечко,
Дай, овечка, молочка,
Кашу сварит печка.
Проработка звуков «Л» и «Р»
Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
Маленькая болтунья
Молоко болтала – болтала,
Не выболтала.
Пилят, колят,
Колят, пилят
Филя с Колей,
Коля с Филей.
Завалили полдвора –
Будут на зиму дрова. (Г. Ладонщиков)
У Вари на бульваре
Варежки пропали.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара.
И нашла Варвара варежки в кармане. (Е. Благинина)
К серой цапле на урок
Прилетели семь сорок,
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей – сорок
Прилетело на урок?
Роя норку,
Старый крот
Разрыхлил нам огород.
Съела тучка
Ночью дымной
Ломтик лунный,
Ломтик дынный. (Н. Беренгоф)
Не скажу я никому,
Почему
Тигры рычат: "Гар-р-р",
Вороны кричат: Кар-р-р",
Кони хрипят: "Хр-р-р",
Ставни скрипят: "Скр-р-р",
Не скажу я никому,
Почему
Кенар поет: "Тъю-ир-р-р",
Летит вертолет: "Тр-р-р",
Катер плывет: "Шр-р-р".
И не догадывается никто,
Что
Тигры рычат,
Вороны кричат,
Ставни скрипят,
Кони храпят,
Чтоб научить всех ребят
Трудное "р-р-р-р"
Выговаривать! (П. Высоцкий)
Проработка звуков: «К», «Г», «Х», «Й»
Муха – горюха села на ухо.
Хомяку сказал хорек:
«Хвост твой узок,
Мой широк!»… ( В. Тимофеев)
Замяукали котята:
- Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!
А за ними и утята:
- Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!
Кошечки захрюкали:
- Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали:
- Ква, ква, ква!
Курочки закрякали:
- Кря, кря, кря!
И кукушка на суку:
- не хочу кричать ку-ку,
Я собакою залаю:
- Гав, гав, гав! (К. Чуковский)
Хозяйка однажды с базара
Пришла,
Хозяйка с базара домой
Принесла,
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу,
Ох!
Накрытые крышкою,
В душном горшке
Кипели, кипели в крутом
Кипятке:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу,
Ох!
И суп овощной оказался неплох. (Ю.Тувим)
Проработка звуков: «Б», «П», «Д», «Т»
Болтали две сороки,
Сороки-белобоки,
Про то, про се, про Якова,
Про Якова, про всякого,
Про забор у избы,
И про Шавку на пороге,
И про лужу на дороге,-
Делать-то им нечего,
Болтали день до вечера! (Н. Колпакова)
Слыхали бобы о грибах,
Пошли бобы по грибы.
А грибы забрались под дубы,
И остались бобы на бобах. (В. Викторов)
Петр пень пилил пилой.
Распилил весь пень пилой.
Загудела дудочка,
Дудочка – погудочка.
Дятел на дубу сидит
И в дубу дупло долбит.
Буду плыть я день – деньской
По реке воды донской.
Дятел дерево долбил
Деда стуком разбудил.
Проработка различных звуков
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки белые.
Выйдет котя в огород –
Всполошится весь народ,
И петух и курица
С деревенской улицы.
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.
- Ты скажи мне, милый еж,
Чем ежиный мех хорош?
- Тем он, лисонька, хорош,
Что зубами не возьмешь! (В. Фетисов)
- Ты куда идешь, медведь?
- Да на пчелок поглядеть.
- А зачем несешь бачок?
Так…Повешу на сучок. (Н. Галиновская)
- Не хочу один клевать я!
Пусть скорей приходят братья!
- Где ж они?
- Под старой липой!
- Как зовут их?
- Цыпа - цыпа! (Е. Благинина)