В игры для развития речи можно включить пословицы, потешки,  чистоговорки, считалки и просто занимательные детские стишки. Многие из них развивают произношение тех или иных звуков. Плюс к этому они развивают у ребенка способность чувствовать поэтичность, мелодичность и ритмичность речи.

Проработка шипящих звуков: «Ш», «Ч», «Щ»…

1) Шла с базара кошка,

У кошки лукошко.

2) Луша у душа

Мыла шею и уши.

3) Хороши в дорожку

Пирожки с горошком.

4) В шалаше шесть шалунов.

5) Шила шубку – сшила юбку.

Шила шапку – сшила тапку.

Проработка свистящих и шипящих звуков

Жили в квартире сорок четыре,

Сорок четыре веселых чижа:

Чиж – судомойка, чиж – поломойка,

Чиж – огородник, чиж – водовоз,

Чиж – за кухарку, чиж – за хозяйку,

Чиж – на посылках, чиж – трубочист.

Печку топили, кашу варили

Сорок четыре веселых чижа.  (С. Маршак)

 

- Чей ты, чей, лесной ручей?

- Ничей!

- Но откуда ж ты, ручей?

- Из ключей!

- Ну а чьи же те ключи?

- Ничьи!

- Чья березка у ручья?

- Ничья!

- А ты, девочка – лапушка?

- Я мамина, папина и бабушкина!   (О. Бедарев)

 

Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто.  (К. Чуковский)

 

Заварила чайка чай

Из морской капусты.

Рыбы пили,

Похвалили:

- Чай у чайника вкусный!   (И. Демъянов)

 

Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две Матрешки – на окошке,

 Две Танюшки на подушке,

 Две Иринки – на перинки,

А Петрушка в колпачке-

 На дубовом сундуке ( Е. Благинина)

 

Вот девочка Марина,

А вот ее машина.

На, машина, чашку,

Ешь, машина, кашку!  (В. Берестов)

 

Простоквашу дали Клаше.

Недовольна Клаша:

- Не хочу я простокваши,

Дайте просто каши!

Дали вместо простокваши

Каши нашей Клаше.

- Не хочу я просто каши,

Так – без простокваши!

Дали вместе с простоквашей

Каши Клаше нашей.

Ела, ела Клаша кашу

Вместе с простоквашей.  (Е. Благинина)

 

Послушай, мишка,

Не кушай лишка!

Живот разболится –

У кого будешь лечиться? (Е. Чарушин, Е. Шумская)

 

Ну и каша!

Так в рот и просится!

Нос и щеки

Наелись досыта.

Подбородку тоже

Досталось.

И мизинчик

Попробовал малость.

Чуток съели

Лобик с макушкою,

Остальное

Ушки

Докушали. (О.Дриз)

 

Сом усами,

Слон ушами

Шевелят во сне часами.

 

Шел Саша по шоссе,

Нес сушки в мешке.

Сушку – Грише,

Сушку – Мише.

Есть сушки Проше,

Васюше и Антоше.

Есть две сушки

Нюше и Петрушке.

 

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей;

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

 

Кучер сел на облучок,

Мчит коляска – цок-цок-цок.

Но в коляске без опаски

Можно ехать только в сказке.  (А. Тараскин)

 

Сидели, свистели

Семь свиристелей.

 

Рыжая овечка,

Дай шерсти колечко,

Дай, овечка, молочка,

Кашу сварит печка.

 

Проработка звуков «Л» и «Р»

 Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

 

Маленькая болтунья

Молоко болтала – болтала,

Не выболтала.

 

Пилят, колят,

Колят, пилят

Филя с Колей,

Коля с Филей.

Завалили полдвора –

Будут на зиму дрова.  (Г. Ладонщиков)

 

У Вари на бульваре

Варежки пропали.

Воротилась Варя

Вечером с бульвара.

И нашла Варвара варежки в кармане.     (Е. Благинина)

 

К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок,

А из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей – сорок

Прилетело на урок?

 

Роя норку,

Старый крот

Разрыхлил нам огород.

 

Съела тучка

Ночью дымной

Ломтик лунный,

Ломтик дынный.   (Н. Беренгоф)

 

Не скажу я никому,

Почему

Тигры рычат: "Гар-р-р",

Вороны кричат: Кар-р-р",

Кони хрипят: "Хр-р-р",

Ставни скрипят: "Скр-р-р",

Не скажу я никому,

Почему

Кенар поет: "Тъю-ир-р-р",

Летит вертолет: "Тр-р-р",

Катер плывет: "Шр-р-р".

И не догадывается никто,

Что 

Тигры рычат,

Вороны кричат,

Ставни скрипят,

Кони храпят,

Чтоб научить всех ребят

Трудное "р-р-р-р"

Выговаривать!     (П. Высоцкий)

 

Проработка звуков: «К», «Г», «Х», «Й»

Муха – горюха села на ухо.

 

Хомяку сказал хорек:

«Хвост твой узок,

Мой широк!»… ( В. Тимофеев)

 

Замяукали котята:

- Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!

А за ними и утята:

- Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!

Кошечки захрюкали:

- Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:

- Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:

- Кря, кря, кря!

И кукушка на суку:

- не хочу кричать ку-ку,

Я собакою залаю:

- Гав, гав, гав!  (К. Чуковский)

 

Хозяйка однажды с базара

Пришла,

Хозяйка с базара домой

Принесла,

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу,

Ох!

Накрытые крышкою,

В душном горшке

Кипели, кипели в крутом

Кипятке:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу,

Ох!

И суп овощной оказался неплох.      (Ю.Тувим)

 

Проработка звуков: «Б», «П», «Д», «Т»

Болтали две сороки,

Сороки-белобоки,

Про то,  про се, про Якова,

Про Якова, про всякого,

Про забор у избы,

И про Шавку на пороге,

И про лужу на дороге,-

Делать-то им нечего,

Болтали день до вечера!  (Н. Колпакова)

 

Слыхали бобы о грибах,

Пошли бобы по грибы.

А грибы забрались под дубы,

И остались бобы на бобах.  (В. Викторов)

 

Петр пень пилил пилой.

Распилил весь пень пилой.

 

Загудела дудочка,

Дудочка – погудочка.

 

Дятел на дубу сидит

И в дубу дупло долбит.

 

Буду плыть я день – деньской

По реке воды донской.

 

Дятел дерево долбил

Деда стуком разбудил.

 

Проработка различных звуков

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые.

Выйдет котя в огород –

Всполошится весь народ,

И петух и курица

С деревенской улицы.

Станут котю в гости звать,

Станут котю угощать.

 

- Ты скажи мне, милый еж,

Чем ежиный мех хорош?

- Тем он, лисонька, хорош,

Что зубами не возьмешь!   (В. Фетисов)

 

- Ты куда идешь, медведь?

- Да на пчелок поглядеть.

- А зачем несешь бачок?

Так…Повешу на сучок.   (Н. Галиновская)

 

- Не хочу один клевать я!

Пусть скорей приходят братья!

- Где ж они?

- Под старой липой!

- Как зовут их?

- Цыпа - цыпа!  (Е. Благинина)