10:29 Ребенок рассказывает сказку от лица различных персонажей. Методики сказкотерапии |
Одним интересным сказкотерапевтическим приемом является рассказ детьми сказки от лица разных персонажей. Сначала распределяются роли, причем роли не только одушевленных персонажей, таких как Иванушка, Василиса, царь, волк, но и неодушевленных предметов, например, речки, печи, солнца, волшебного клубочка или камня у пересечения дорог, ведь в сказке любые предметы могут в любой момент ожить и заговорить. При таком способе рассказа сказка обрастает множеством подробностей, в которых проявится отношение каждого ребенка к различным сказочным, а значит и жизненным ситуациям. Заодно происходит и процесс децентрирования, то есть, маленькому человечку приходится не как обычно ставить себя в центр сказочного мира, представляя себя главным героем, а огранично встраивать своего персонажа ( а значит, себя самого) в сказочный мир, туда, где остальные персонажи являются не безликим дополнением к герою, а равноценными участниками действа. Это разовьет в ребенке множество полезных навыков: научит его смотреть на ситуацию глазами другого и ставить себя на его место, постепенно вырабатывается умение слышать других людей и чувствовать их состояние, понимать причины их поступков. Но взрослый должен быть готов к тому, что подобные упражнения для ребенка являются весьма сложными. Главным образом, взрослый должен обращать внимание детей на те чувства, которые испытывали герои в той или иной ситуации. В результате такого занятия появится много новых сказок, ведь сказка, рассказанная о имени царя, будет совсем не похожа на эту же историю, рассказанную Бабой – Ягой. И естественно, что обе они будут звучать совсем иначе, чем точка зрения Марьюшки. Рассказывание сказки может вестись ребятами как от лица рассказчика, так и от имени различных персонажей сказки. Переписывание сказки Благодаря данной сказкотерапевтической методике у ребенка есть шанс окончить любую сказку так, как пожелает он сам. То развитие событий, какое предпочтет ребенок, будет соответствовать его внутреннему состоянию, а значит, позволит ему избавиться от внутреннего напряжения. Хотя переписывать можно не только самый конец сказки. Вариантов «перевирания» сказок существует великое множество. Возьмем, к примеру, всем известную сказку «Золушка». Но почему бы не сочинить сказку, в которой мачеха и ее дочери перевоспитываются? Могли ли мачеха и ее дочери измениться? Что для этого должно было произойти? Что в мачехе и дочерях, конкретно изменилось и какими они стали? Как сложилась их жизнь дальше? Или переписать старую сказку на новый лад, да еще и в совершенно ином жанре. Например, переделать сказку о Колобке в детективную историю или забавную юмореску (подобное переписывание называется калькированием). Или можно придумать сказку «наизнанку», придав сказочным героям противоположные черты характера (вывернув все «шиворот – навыворот»).Скажем, девочка Элли превратится у нас в трусишку, железный дровосек станет злым, а «трусливый» лев никогда и ничего не будет бояться. Или сочинить такую сказку, в которой к героям добавляется предмет из современности. Например, в сказку о Маше и трех медведях кукла Барби (или фотоаппарат, или самолет – все что угодно). А можно придумать новую сказку или «переврать» старую. По материалам книги Капшук О.Н. "Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя"
|
|
Всего комментариев: 0 | |