10:09
Игры и задания для занятий.Связь игротерапии со сказкотерапией

Все методы арт – терапии тесно связаны друг с другом. Связь игротерапии со сказкотерапией исключением не является: многие из методов игротерапии можно с полным правом назвать сказочными (сказкотерапевтическими). Хотя они включают в себя не только сказкотерапевтические приемы, но и элементы других направлений арт – терапии. Сюда можно отнести игру в рисование сказки («сказочное рисование»), ведь сказку можно не только рассказывать, в нее можно играть, ее можно рисовать.

Итак, прослушав или придумав сказку, можно всесторонне проиграть сказочную тему:

  • вспомнить, в каких еще сказках живет этот герой;
  • изобразить портрет героя сказки. Его нужно нарисовать ли сделать куклу (куклотерапия);
  • подумать над тем, как звучал бы голос героя. Это можно изобразить с помощью музыкальных инструментов;
  • построить для героя сказки дом. Ребенок должен нарисовать или «построить» из подручных материалов дом для сказочного героя, в котором тот будет чувствовать себя комфортно. При этом, о том, кто в этом домике живет, должно быть понятно по самому домику;
  • нарисовать герою подходящую одежду;
  • подумать над тем, какой цвет наиболее подходит этому герою, с каким цветом он вызывает ассоциации;
  • нарисовать животное, которое могло бы быть у этого сказочного героя;
  • нарисовать на листочке – обыкновенную лестницу. А на ней разместить героев по степени возрастания/убывания их нравственных качеств. Этот прием называется – «Сказочная лестница»;
  • придумать карту для той сказочной страны, в которой происходит действие сказки;
  • вытащить первую попавшую вещь из «волшебного мешочка» (заранее подготовленного воспитателем красивого мешочка с различными предметами). Этот предмет – «волшебный». Он может помочь герою в его путешествиях. Задача ребенка придумать и рассказать о волшебных возможностях предмета.

В каждом маленьком ребенке,

И в мальчишке и в девчонке,

Есть по двести грамм взрывчатки,

Или даже полкило.

Должен он ногами двигать,

А иначе он взорвется –

Трах-бабах! – и нет его!

                                              Г. Остер

Игровое упражнение «Волшебные шарики»

Игра способствует снятию эмоционального напряжения у детей.

Для игры понадобятся небольшие стеклянные шарики. Кстати, из-за их наличия игру не рекомендуется проводить с маленькими детьми, лучше всего она подходит для старших дошкольников или учеников начальных классов.

Дети садятся кругом. Воспитатель просит их закрыть глаза, выставить руки перед собой и сложить ладошки вместе, чтобы получилась «лодочка».

В «лодочку» каждому ребенку педагог вкладывает небольшой стеклянный шарик. А после просит детей, не открывая глаз, согреть шарик теплом своих рук, теплом своего дыхания, отдать ему немного своего тепла, нажности и ласки.

Открыть глаза детям можно лишь после того, как шарик будет «Согрет».

После этого дети по очереди должны рассказать о тех чувствах и ощущениях, которые возникли у них в то время, когда они «согревали» шарик теплом своих рук.

Сказкотерапевтическое упражнение «Мы и герои сказок»

Перед игрой воспитатель должен подобрать для каждого ребенка сказочного персонажа, который обладал бы противоположными ребенку особенностями личности. Например, для агрессивного ребенка подбирается сказочный герой, отличающийся добротой (Емеля из сказки о щуке), для ребенка с низкой самооценкой – герой, отличающийся смелостью (былинный герой), для очень скромного и замкнутого ребенка – озорник и весельчак (Пеппи Длинныйчулок), а для очень активного ребенка тот персонаж, чья двигательная активность каким – либо образом ограничена (стойкий оловянный солдатик)…

Получив персонажей, дети разбиваются на пары: им дается задание сыграть сценку встречи героев. При этом ребята должны себя вести так, как вели бы себя персонажами. Вот какой бы получилась, например, встреча Пеппи Длинныйчулок и былинного богатыря Ильи Муромца? А Пеппи и Емели?

Игра – фантазия «Кто вылупится из яйца?»

Для игры понадобятся надувные шары.

По условиям игры, дети очутились в сказке. А это значит, что надувные шары – это не простые шары, волшебные яйца. Кто, по мнению детей, из них может вылупиться? Можно предложить детям нарисовать это существо.

Игровое упражнение «Прогулка по лесу»

Педагог предлагает детям совершить занимательную прогулку по воображаемому лесу.

Дети, выстроившись в линию, должны представить, что они находятся в лесу, и повторять все движения взрослого:

  • бодро шагать по широкой тропинке;
  • двигаться боком по узкой лесной дорожке;
  • красться тихо-тихо на цыпочках мимо медвежьей берлоги, чтобы ненароком не разбудить мишку;
  • широко перешагивать через валежник;
  • перепрыгивать через лужи;
  • с трудом поднимать ноги, завязнув в раскисшей от дождя глине;
  • осторожно пройти мимо густых зарослей крапивы;
  • прыгать по болотным кочкам;
  • наклоняться, чтобы собрать грибы, ягоды, цветы или опавшие листья;
  • тянуться вверх, чтобы сорвать орехи с ветвей;
  • осторожно перейти шаткий мостик, который перекинут через ручей или овраг.

У этой игры может быть вариация. В ней для того, чтобы идти по воображаемой тропинке и преодолевать воображаемые препятствия, все дети выстраиваются не в линеечку, а в цепочку друг за другом.

Какой бы вариант не был выбран, но после окончания воображаемой прогулки, педагогу нужно предложить детям подумать над тем, как выглядит, тот лес, по которому они только что гуляли. Какое время года тогда было, какая погода стояла в лесу, какое время суток, какое настроение было у каждого из ребят во время прогулки. Затем этот лес можно нарисовать.

 

По материалам книги  Капшук О.Н. "Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя"

Просмотров: 473 | Добавил: irababurina2018 | Теги: сказкотерапия, терапевтические игры, игры в помощь воспитателю, игровые упражнения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar